Энергоэффективность передачи электрической энергии
Энергоэффективность передачи электрической энергии в сетях 10-0,4 кВ.
Пути и способы уменьшения потерь для сетевых компаний.
Главным критерием оценки энергоэффективности передачи и реализации электрической энергии является уровень потерь – Рсумм, рассчитываемый из следующих составляющих:
Р сумм = Р техн + Р ком = V покупки – V реализ (полезный отпуск), где:
Р сумм – суммарные потери
Р техн – технические потери
Р ком – коммерческие потери
V пок – объем покупки
V реал – объем реализации (полезный отпуск)
Проведем анализ составляющих и составим проект плана мероприятий по снижению потерь для энергосетевого (!) предприятия:
Р техн – технические потери в сети — типовая величина 5-12%, как правило, находятся в плановых (проектных) значениях и оптимизируются диспетчерской службой путем производства оперативных переключений, а также плановыми работами по модернизации сети. Уменьшить технические потери в правильно спроектированной и эксплуатируемой в нормальном режиме сети возможно лишь на единицы или десятые доли процентов (примерное значение 0,2-3%).В технические потери входит еще одна составляющая – это потери обусловленные погрешностями приборов учета потребителей (по разным оценкам от 4 до 15%), мероприятия по снижению этой составляющей рассмотрим ниже, в перечне мероприятий по установке и обновлению парка приборов учета.
Р ком – коммерческие потери — типовая величина 10-30%(!), данный вид потерь обычно превышает технические потери – в ДВА и более раз !!! Величина коммерческих потерь зависит в основном от двух факторов:
1.Объем хищений электроэнергии потребителями.
2.Организация работы персонала сетевой и сбытовой компаний. Здесь есть существенный резерв для проведения работ по снижению потерь и ниже мы рассмотрим варианты решения данных проблем.
V пок – объем покупки – величина обычно наиболее точно определена, т.к. рассчитывается по показаниям узлов учета, установленных на РП 110(35)кВ. Количество данных учетов обычно не превышает нескольких сотен единиц, данные узлы обычно оснащены системой АСКУЭ (иногда и не одной), все они установлены в местах защищенных от постороннего доступа, и зачастую продублированы узлами учета на энергопринимающей стороне. Для такого количества узлов учета легко организовать контроль снятия показаний, расчета покупки и выполнение работ по техническому обслуживанию групп учета.
V реал – объем реализации (полезный отпуск) – величина складывающаяся из объемов отпуска десяткам и сотням ТЫСЯЧ потребителей распределенных по всей протяженности электрических сетей на сотни и тысячи километров. Большая трудоемкость и сложность расчетов позволяют говорить, что это наиболее тонкое место в организации передачи электроэнергии и проведение организационно-технических мероприятий в этом направлении приносит максимальный эффект.
Исходя из анализа составляющих видно, что для повышения энергоэффективности передачи и реализации электрической энергии наибольший эффект обеспечит: проведение мероприятий по повышению точности и качества расчета объема реализации (V реал) — увеличение полезного отпуска.
При разделении функций сбытовых и сетевых компаний программные расчетные комплексы, обеспечивающие расчет потребления, как правило, остались в энергосбытовых компаниях и в результате сетевые организации фактически не могут влиять на величину потерь («полезного отпуска») и вынуждены оплачивать потери по результатам расчета энергосбытовой компании, которая не заинтересована в уменьшении потерь — их все равно оплачивает энергосетевая организация. (например сбытовой не выгодно включать в полезный отпуск большие штрафные акты, чтобы не увеличивать для себя дебиторскую задолженность).
В этих условиях перед сетевой организацией просматривается главная задача – самой сформировать полезный отпуск, на основании достоверных данных.
Исходя из вышеизложенного и опираясь на наш опыт работ по автоматизации, предлагаем следующие шаги по повышению энергоэффективности сетевых предприятий:
1. Контроль каждого подключения к электрической сети в базе сетевой компании.
2. Точный ежемесячный расчет реального расхода электроэнергии по каждому подключению, формирование полезного отпуска.
3. Оперативный контроль потребления каждой точки учета, организация работы персонала по выявлению хищений, автоматический расчет балансов.
4. Обеспечение периодичности контрольных обходов потребителей (один раз в 3- 6-12 мес.)
5. Организация взаимодействия со сбытовыми компаниями по обмену данными.
6. Мероприятия по установке и обновлению парка приборов учета:
• контроль сроков поверки приборов учета,
• установка современных приборов, пломбировка входных групп учета, для исключения возможности хищения (подключений до приборов учета)
• перенос расчетных узлов учета потребителя в ТП, с автоматической передачей данных в расчетный комплекс, при невозможности – установка контрольных узлов в ТП, с обязательным автоматическим сравнением расходов расчетных и контрольных счетчиков,
• локализация расчетных приборов учета потребителей в ТП, ВРУ и крупных распределительных пунктах, оснащение их системами передачи данных (регистратор, GSM модем), оперативный автоматический расчет балансов по ТП и линиям,
• организация установки общедомовых приборов учета.
В основе работы по ВСЕМ вышеперечисленным пунктам лежит создание компьютерной базы подключений (точек учета) и организация (автоматизация) работы персонала.
Для решения этих задач нами создан программный комплекс «Энергосервис», успешное внедрение которого (например в МУП г.Ижевска «Ижевские электрические сети») позволяет говорить, что это быстрый и эффективный способ снижения потерь в сетевых компаниях.
© 2015г ИП Игнатьев А.Г.